andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Подготовка к учению "Нозен сан-2017" в Норвегии

Военные наконец-то отошли от рождественско-новогодних праздников и началась привычная движуха. В Норвегии после серии частных учений видов вооруженных сил сегодня Хоконсверне/Бергене начали "Таск груп-1/17" и параллельно с этим натовское "Дайнемик гард-17". Сухопутчики в Трумсе проводят "Рейн-1" бригады "Север". Но тут ничего такого особо интересного нет. А вот через пару дней в акватории залива Офот-Фьорд (Нарвик-Фьорд) будет кое-что новенькое.

С 8 по 12 февраля там планируется провести многонациональное учение "Нозен сан-2017" (Northern sun) по поиску и спасению аварийной подводной лодки. Аналогичные мероприятия были в Норвегии и ранее, но в этот раз впервые учение пройдет в зимнее время за Полярным кругом.

Другой особенностью учения стал продолжительный по времени этап заблаговременной подготовки, необходимый для переброски системы спасения подводных лодок НАТО NSRS (NATO Submarine Rescue System) с базы ее постоянного хранения в Шотландии. Для их доставки в норвежский Эвенес (аэропорт Харстад/Нарвик), начиная с 19 января произвели от 12 до 15 рейсов тяжелых транспортных самолетов.








Посадка и обработка антиобледенительным реагентом хвостового оперения C-17 Globemaster III ВВС Великобритании в аропорту "Эвенес" 21 января © Foto: Clas Gullvang


Вид с командно-диспетчерской башни во время снежного заряда.


Именно по погодным условиям арендованный НАТО гражданский Ан-124 авиакомпании "Руслан-Салис" вечером 24 января отправили на запасной аэродром в Хельсинки. Всего за полчаса до посадки снова пошел мокрый снег и хотя ВПП убрали, но посчитали условия торможения "неоптимальными" для такой тяжелой машины. А финскую столицу выбрали потому, что на севере Норвегии не так много аэродромов, способных принять этого гиганта, и погода нигде не радует.




Приземлиться "Руслану" удалось только вечером следующего дня 25 января. В Эвенесе снова были дождь и ветер, но все прошло удачно.








В тот же день 25 января прилетели еще два С-17 и один А-400М © Foto: Torbjørn Løvland


27 января снова С-17


Дежурная смена аэропорта с обработкой такой махины не справляется и 31 января снова пришлось вызывать на работу дополнительный персонал © Foto: Jan Inge Holm

01 02
Кажется, там еще и С-17 из тяжелого транспортного авиакрыла НАТО засветился, но тут я не уверен.

Согласитесь, нетривиальная транспортная операция. И все это для того, чтобы доставить в Норвегию все оборудование и технику системы NSTS.





В принципе, основные ее элементы – кормовой П-образный кран-портал (киллектор), спасательный подводный аппарат SRV, автономные подводные аппараты и модуль с барокамерой – можно перевозить на борту С-17.



Но в этот раз посчитали более удобным доставить их на борту российского самолета. Именно поэтому и пришлось идти на некоторый риск с его посадкой, потому что еще большее его опоздание потребовало бы значительной корректировки графика подготовки к учению.

По нормативам НАТО система NSRS должна быть переброшена в район применения за 72 часа, из которых 18 часов дается на оборудование ею судна-носителя. В Норвегии для этих целей предназначены патрульные корабли БОхр. В 2008-м использовали "Харстад":



А в этом году носителем NSRS станет "Сортлан"



С прошлой среды он стоял у "натовского" причала (NATO-kai) в порту Буген, а сегодня с самого утра уже кружит по заливу

07



Согласно сценария учения "Нозен сан-2017", норвежская ПЛ "Утсира" в подводном положении терпит аварию в заливе и ложится на грунт на глубине около 60 метров. После ее обнаружения в район проведения поисково-спасательной операции прибывает ПК БОхр "Сортлан" с системой NSRS на борту и организует спасение экипажа с помощью подводного аппарата SRV.

Всего в учении примут участие несколько сот человек, включая водолазов и медиков Великобритании, Норвегии и Франции, а также гражданских специалистов английских компаний "Роллс-Ройс" и государственной "Джеймс Фишер дифенс", отвечающих за эксплуатацию системы NSRS.

Отработка активной фазы учения запланирована на 8-9 февраля, а завершение 12 февраля, после чего систему NSRS возвратят в Великобританию на борту "Сортлана".

Справка. К созданию системы подтолкнула трагедия "Курска" в 2000 году. Англичане тогда предложили использовать в спасательной операции их подводный аппарат LR-5. И именно тогда выяснилось, что нет возможности доставить его в район катастрофы в приемлемые сроки.

Тогда по заказу правительств Великобритании, Норвегии и Франции специалисты компании "Роллс-Ройс" разработали модульную систему NSRS, причем уже на начальном этапе руководство НАТО приняло решение подключиться к участию в проекте.

Собственно, этой проблемой альянс озаботился озаботился еще в 1986 году. Именно тогда провели первое учение по эвакуации экипажей и спасению затонувших подводных лодок (Submarine Escape and Rescue – SMER exercise), поначалу под условным наименованием "Сорбе ройял" (Sorbet Royal). К участию привлекались поисково-спасательные службы военных и гражданских флотов Великобритании, Греции, Дании, Италии, Канады, Норвегии, Польши, США и Франции. В дальнейшем состав участников постепенно расширялся.

Районы учения попеременно планировали на севере и на юге. После первого "Сорбе ройял" в Ставангере (Норвегия) второе состоялось только через шесть лет в 1992 году в Средиземном море. "Сорбе ройял-96" – через четыре года снова в норвежском Вест-Фьоде. Еще через шесть лет – "Сорбе ройял-2002" принял Фредериксхавн (Дания), отработку действий сил проводили в проливе Каттегат, а к участникам присоединилась Швеция.

Через два года после "Курска" поразила удивительная открытость мероприятия, когда к участию впервые пригласили и российских наблюдателей, а съемочная группа НТВ покойного Дмитрия ХАВИНА оказалась на борту норвежской подлодки.



Последнее из серии учений "Сорбе ройял" прошло в 2005-м в Италии. В нем впервые приняли участие силы российского Черноморского флота для отработки взаимодействия и проверки совместимости спасательных устройств и систем ВМФ России и ВМС стран НАТО. А по завершении решили поменять название и впредь учения альянса и стран-партнеров по поиску и спасению затонувших лодок регулярно проводить каждые три года.

Летом 2008-го следующее учение под названием "Болд монарх" снова провели в Балтийских проливах. От России участвовало спасательное судно (СС)"Георгий Титов" Северного флота. Старшим на нем тогда ходил Саня РОДИН, к сожалению, тоже покойный. Помнится, очень высоко он тогда оценил уровень подготовки международных партнеров.

Александр Геннадьевич Родин


Учения Болд-Монарх-2008 от ТЕЛЕКАНАЛ_ЗВЕЗДА на Rutube.



"Болд монарх-2011" проводили в Балеарском море у берегов Испании от Черноморского флота участвовал отряд кораблей в составе СС "Эпрон", буксира "Шахтер", килекторного судна "КИЛ-158" и дизельной подводной лодки "Алроса". Именно там и состоялась презентация системы NSRS.





А потом название снова поменяли. И именнно перед "Дайнемик монарх-2014" (Dynamic Monarch)

Примечание: В 2012 году был такой странный момент – Россия отчего-то активно анонсировала свою подготовку к участию и "Болд монарх" – второй год подряд, снова летом, и снова в акватории Норвежского моря. Но непосредственно о самом мероприятии никаких следов не осталось.


Зарубежное военное обозрение, №6 2011 г.

Зарубежное военное обозрение, №7 2013 г.

Итак, в 2011 году система достигла полной эксплуатационной готовности. Видимо тогда же и начали проводить регулярные "солнечные" учения с ее участием.

В ноябре 2012-го англичане провели первое спасательное учение с NSRS и ПЛА "Эстьют" (Astute). В отличие от дизельных подводных лодок, атомные обычно ложатся на морском дно, а находятся в подводном положении, пришвартованные к нескольким буям.

В ноябре 2013-го в районе Глазго англичане провели "Саузен сан-2013" (Southern Sun), сократив норматив установки оборудования на корабле-носителе до 16,5 часов.

Гугль говорит, что есть и видео, но проникнуть на тот сайт у меня не вышло. Впрочем, фото вполне позволяют получить общее представление.

04

06

05

Тогда же сообщили, что феврале с системой должны работать норвежцы, французы в сентябре и шведы в октябре/ноябре. Как уже упоминалось выше, каждый третий год в мае/июне система NSRS участвует в учениях ОВМС НАТО "Дайнемик монарх".

Нигде конкретных упоминаний о названиях остальных этапов не нашел, но по логике после английского "южного солнца" и норвежского "северного", у французов может быть "западное", а у шведов – "восточное".

Надеюсь, норги в скором времени не преминут похвастаться своими успехами на этом поприще.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: exercise nothern sun, exercise southern sun, forsvaret, kv harstad, kv sortland, kystvakt, nato submarine rescue system (nsrs), norway, sjøforsvaret, Великобритания, Норвегия, Франция, Швеция
Subscribe

  • На иголки

    С января 2019 года компания MOWAG продолжает поставки датской армии серийных бронемашин Piranha V в различных вариантах. Завершение программы…

  • Обновление снайперского арсенала ВС Дании

    В продолжение темы: Для вооружения снайперов объединенного командования ССО, сухопутных войск и Хемверна Дании где-то между 2009 и 2012 годом…

  • Продолжается сборка первого датского F-35

    В продолжение темы: 15 сентября состоялся еще один важный этап для первого датского F-35С с бортовым номером L-001 - завершилась центровка,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • На иголки

    С января 2019 года компания MOWAG продолжает поставки датской армии серийных бронемашин Piranha V в различных вариантах. Завершение программы…

  • Обновление снайперского арсенала ВС Дании

    В продолжение темы: Для вооружения снайперов объединенного командования ССО, сухопутных войск и Хемверна Дании где-то между 2009 и 2012 годом…

  • Продолжается сборка первого датского F-35

    В продолжение темы: 15 сентября состоялся еще один важный этап для первого датского F-35С с бортовым номером L-001 - завершилась центровка,…