
Автор инициативы - капитан Бернт Улав ЙОХАНСЕН (Bernt Olav Johansen, 41), начальник района 16-го округа Хемверна
Эти сооружения времен "Холодной войны" строились не менее чем в три эшелона на территории провинции Трумс в обстановке большой секретности с начала 1980-х до середины 1990-х годов. В случае агрессии со стороны СССР они должны были сдерживать механизированные колонны советских войск до подхода основных оборонительных сил союзников из НАТО .



Интересно, что когда норвежские инженеры составили план и начали работы, строители практически везде натыкались на остатки фортификационных укреплений линии "Линген" (Lyngen-linja), построенной немцами в 1943-1944 гг. на участве от побережья до Трериксрёйся (Treriksrøysa). Здесь они собирались остановить советское наступление из Северной Норвегии вглубь страны. Как свидетельствует магистерская работа историка Курта Хенрика Далмо "Оборонительные позиции в районе Линген: Предыстория и решение о строительстве 1950-1981 гг." (2011), укрепления размещались таким образом, чтобы заставить противника оставить бронетехнику и атаковать в пеших порядках.
Немного истории вопроса у коллеги
С вступлением страны в НАТО оборону на остатках линии "Линген" должен был держать мобилизационный "крепостной" батальон (mobiliserbar festningsbataljon), по тогдашней организации имевший двойное подчинение командованиям ВС в Северной Норвегии и территориальной обороны Тромса. Планирование началось в начале 1970-х годов, строительство в 1975-м, и первые сметы были довольно скромными. К моменту прекращения строительства в 1995 году из-за внезапного и незапланированного окончания "Холодной войны", инфраструктура оборонительной линии не считая всякой мелочевки включала 299 капитальных подземных сооружений разной степени защищенности, в том числе, от химического и ядерного оружия. Даже с учетом снижения издержек за счет привлечения к строительству инженерной рота "Шольд" (Skjold), в общей сложности все это хозяйство обошлось норвежским налогоплательщикам около 500 миллионов крон. Проект также включал в себя подготовку к уничтожению коммуникаций, в первую очередь обстрел дорог там, где это это позволяла местность на рубеже Сторфьорд-Балсфьорд (Storfjord-Balsfjord).
Поскольку содержание таких непрофильных активов влетало в приличную кроночку, вслед за береговыми фортами в 2011 году приняли решение и о прекращении эксплуатации линии "Фрёй", а уже к концу 2014 года успешно утилизировали 75% всех сооружений. Собственником оставшихся по прежнему является Министерство обороны, при этом некоторые из укреплений все еще числятся в консервации, в то время как другая часть передана в ведение Управления музеев ВС Норвегии. И в тех и в других бункерах до настоящего времени функционируют основные системы жизнеобеспечения (вентиляция, связь, электро- и водоснабжение, водоочистка и т.п.), как об этом рассказывается в документальном фильме NRK 2015 года.









В рамках инициативы командования Хемверна, чать сооружений предполагается использовать в качестве складских комплексов, а также для временного размещения личного состава на период проведения мероприятий ОБП.
- Обычно, когда мы действуем в этом районе, нам в любую погоду приходится жить в палатках под открытым небом. Возможность укрыться от непогоды, обогреться и не таскать на себе тяжелую поклажу - отличная альтернатива. Особенно с учетом резкой активизации нашей деятельности на севере страны в последние годы на фоне роста российской угрозы. Благо, точные планы сооружений линии "Фрей" не успели рассекретить и не выложили в открытый доступ, - поясняет капитан Б. ЙОХАНСЕН.
По его мнению, потребуются минимальные инвестиции для продолжения эксплуатации оставшихся укреплений линии "Фрёй". В частности, для нормальных условий обитаемости и хранения, в первую очередь, в подземных помещениях необходимо снизить уровень влажности.
Источник
Комментарий: При вполне возможной реализуемости предложения, как-то все это чересчур экстравагантно выглядит. Но в любом случае, решение будет приниматься почти исключительно по итогам оценки затрат. Финансы неиллюзорно поют романсы. Впрочем небольшие резервы все-таки есть.
(продолжение следует)