andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Расследование продаж истребителей F-5, выведенных из эксплуатации ВВС Норвегии

00

Счетная палата Норвегии (Riksrevisjonen) представила в парламент свой доклад по итогам изучения обстоятельств продажи вооруженными силами 15 F-5 в период 1999-2015 гг. Как заявил генеральный ревизор Пер-Кристиан ФОСС (Per-Kristian Foss), и Вооруженные силы, и Министерство обороны, и Министерство иностранных дел продемонстрировали недостаток внутреннего контроля и «отсутствие у них должного понимания правил экспорта военной техники… Везде прослеживаются явные нарушения документирования, архивирования и прозрачности сделок».

В службе тыла «Фло» Вооруженных сил не отработаны процедуры прохождения важных документов и системы гарантий наличия достаточных оснований для принятия решений. В Министерстве обороны выявлены несколько случаев отсутствия документирования и вообще нет подтверждений, что эта документация существует в природе. В архиве Министерства иностранных дел пропал без вести журнал учета документов по экспортному контролю самолетов F-5, зато обнаружено сразу несколько вариантов этих документов, из которых не ясно, какая версия окончательная.

Осенью 2003 года едва не увенчаалась успехом попытка продажи самолетов в Грецию компании Seaways. Но она оказалась связана с ведущим представителем израильской оборонной промышленности IAI (Israel Aerospace Industries). Вооруженные силы тогда не проверили структуру собственности покупателя, собираясь подписывать обязывающее соглашение с якобы греческой компанией.

- Этот случай иллюстрирует отсутствие процедур контроля потенциальных покупателей, несмотря на юридическую ответственность Вооруженных сил, как экспортера. Это очень серьезно, так как Норвегия не продает военную технику в районы военных конфликтов или в страны, где есть угроза войны.

Такая практика весьма предосудительна,
- считает генеральный ревизор.

Источник

Уже четыре года прошло после скандала «Нигерийских катеров», а афтершоки продолжают потряхивать норвежские военные ведомства до сих пор. Хотя в статье нигде прямо об этом не говорится, новое расследование явно из того же ряда, потому что среди раскопанного тогда журналистами упоминались и проданные в США F-5.

01
Истребители F-5B (борт. №№244 и 243) на площадке "Росс Перо" (Ross Perot) городского аэропорта "Форт-Уорт Альянс" (Fort Worth Alliance Airport - KAFW), шт. Техас, 2011 год (c) Photo: Mike Selby

108 норвежских F-5A, F-5B, RF-5A "Фридом Файтер" произвела американская компания Northrop в 1964-1969 гг. Первый самолет этого типа вошел в боевой состав ВВС в марте 1966 года. Верой и правдой послужив стране, большую часть из них вывели из эксплуатации с начала 1980-х до 1990 года, по ходу поступления им на замену F-16. Целых десять лет потом F-5 числились в мобрезерве, но по мере снижения градуса военной напряженности необходимость в этом отпала. Расходы на хранение были немалые и к 1999 году несколькими партиями большую часть машин продали в Грецию и Турцию. Но 15 единиц всё еще оставались в Норвегии, в частности, используемые по плану НИОКР новой ПКР NSM. Свой официальный последний показательный полет на АвБ Эрланн четверка «Фридом Файтеров» совершила в декабре 2007-го. Хотя, если верить авиаспотерам, некоторые из оставшихся потом летали еще и в 2011-м.

Именно эти машины привлекли такое пристальное внимание сначала журналистов, а затем и депутатов Стортинга.

Эксцентричный техасский миллиардер Росс Перо мл. (Ross Perot Jr.) - старший сын американского миллиардера и бывшего кандидата в президенты США - через свою частную компанию Northern General Leasing LCC (NGL) с самого начала проявлял значительный интерес к покупке всей партии из 15 норвежских "Фридом Файтеров". В первый раз сделку остановили еще летом 2008 года. После длительных разбирательств на уровне правительств двух стран в поставках покупателю отказали (интересно, что самолеты к тому времени уже находились в Техасе, терпеливо ожидая решения своей судьбы). Но янки не сдавались, и в 2015 году таки стали официальными владельцами обоих F-5. Потирая руки, они надеялись вскоре стать обладателями всей партии из 15 машин... Кабы не злосчастные катера.

На этот раз продажу прихлопнули окончательно и бесповоротно. Из оставшихся 12 F-5 передали в школы и музеи, и только один до сих пор используется в учебных целях. Честное слово, не знаю, что лучше – летали бы себе птички и дальше, чем вот так:


"Чтобы не стать этаким вот музеем, в нужный момент лучше пойти ко дну". Истребитель F-5B "Фридом Файтер" (борт. №241) на постаменте на территории высшего училища ВВС Норвегии в г. Тронхейм (с) bmpd

С другой стороны, и реакция депутатов понятна. При минимальной начальной цене в 100 млн. крон (18 млн. долл.), американцам они достались по 200 тыс. крон (25 тыс. долл).

В своем докладе генеральный ревизор отметил, что в процессе продажи было несколько нарушений принципа равного обращения с потенциальными покупателями, что при окончательной продаже не позволило добиться наилучшей цены.

- Компания NGL в течение многих лет добивалась продажи им самолетов, которая в конце концов и купила их. Сотрудники NGL присутствовал во время переговоров с Испанией в 2014 году и подслушали цену, за которую Норвегия была готова продать самолеты. Возможно, не в последнюю очередь именно это стало причиной того, что их окончательная цена составила всего 116 000 крон за один самолет ($13,5 тыс. - вероятно, это без учета налогов – А.К), хотя в 2012 году они были готовы заплатить по 5,1 млн. крон за каждый, - заявляет П. ФОСС. Осторожный какой.

02

Версия от Sputnik



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: Lu​ftforsvaret, f-5, forsvaret, freedom fighter, northrop, Норвегия, скандалы
Subscribe

Posts from This Journal “скандалы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments