andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Category:

Мобильный ЗРК «Рбс-98» с ЗУР «Ирис-Т» для СВ Швеции

Чтобы два раза не вставать: раз уж мы вспомнили про новый ЗРК норгов, давайте теперь посмотрим, а как с этим делом у их соседей.

00

27 августа 2016 года в ходе мероприятий празднования 90-летия ВВС Швеции засветился прототип пусковой установки (ПУ) нового самоходного ЗРК малой дальности войсковой ПВО (SHORAD – Short Air Defense), получивший условное обозначение "Рбс-98" (Rbs98 – Robot system 98).

Я так понимаю, в отношении этого комплекса не вполне справедливо то правило национальных обозначений шведских В и ВТ, что числовой индекс соответствует году принятия системы на вооружение.

На 2017 год спланировано проведение серии стрельбовых испытаний на ракетном полигоне Видсель (Vidsel) в Северной Швеции. Начало серийных поставок ожидается в первой половине 2018 года. Точное количество заказанных комплексов пока не сообщается, но известно , что новые ЗРК поступят на вооружение 6-го (гетского) полка ПВО ВС Швеции.

01
Прототип ПУ ЗРК "Рбс-98" на базе ГТР BV-410

Контракт с компанией "Диль дифенс" (Diehl BGT Defense) стоимостью 270 млн. крон (41,9 млн. долларов по курсу 2013 года) на разработку и производство прототипа Агентство по материальному обеспечению "Фмв" ВС Швеции (FMV – Försvarets Materielverk) заключило 11 марта 2013 года.

При проектировании новой системы с целью сокращения финансовых и временных затрат максимально широко использовался прагматичный подход концепции готовых военных технологий "Мотс" (МOTS – Military Off The Shelf). В частности, для реализации данного проекта использовалось три основные технологии, имеющиеся в наличии у ВС Швеции:

1. ЗУР AIM-2000 "Ирис-Т" (IRIS-T – Infra-Red Imaging System-Tail/thrust vector controlled) малой дальности класса "воздух-воздух" с ИК ГСН компании "Диль дифенс".

2. Плавающий легкобронированный сочлененный гусеничный транспортер BV-410, который является наиболее современной модификацией машин семейства BvS10 производства компании "Бае системз хагглундс" (BAE Systems Hägglunds);

3. РЛС кругового обзора "Жираф-АМБ" (Giraffe AMB) производства шведской компании "Сааб".

НИОКР по использованию «Ирис-Т» в варианте "земля-воздух" с вертикальным пуском, получившую в таком варианте обозначение "Ирис-Т СЛС" (SLS – Surface Launched Short-range), планировалось завершить в 2016 году и «Диль дифенс» справилась с задачей. Немалую роль в этом сыграли достигнутые ранее компанией инициативные наработки по адаптации авиационной ЗУР к наземному базированию. Работы по программе "Ирис-Т СЛ" (SL – Surface Launched) начались в 2004 году, а с 2008 года их финансируют ВС Германии в рамках проекта ЗРК "Меадс" (MEADS – Medium Extended Air Defense System). Тогда же начались наземные испытания, в основном, на южноафриканском полигоне «Оверберг» (Overberg).

02
Первоначальный вариант ПУ ЗРК "Рбс-98" на шасси "Мерседес Унимог". Справа – макет самоходной пусковой установки «Ирис-Т» в экспозиции компании «Диль» на аэрокосмической выставке «Ле-Бурже-2007» © Саид АМИНОВ/Вестник ПВО

В соответствии с первоначальным замыслом немецкие разработчики предложили использовать в качестве носителя ЗРК шасси малотоннажного грузовика высокой проходимости "Мерседес" модели "Унимог" (Unimog), а также размещать ракеты в легких стекловолоконных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Однако уже на начальном этапе реализации проекта эти планы скорректировали. В Германии будут использовать ТПК но на стандартных шасси ЗРК «Меадс». В Швеции выбрали в качестве основного носителя гусеничный транспортер (ГТР) BV-410.

Заводское обозначение BvS10 MkIIB
Общая длина, м 8,3
Ширина, м 2,2
Высота, м 2,3
Масса, т 15
Грузоподъемность, т 3
Мощность двигателя, л.с. 275
Максимальная скорость, км/ч 65
Максимальная скорость по воде, км/ч 4
Максимальный уклон, град. 31
Боковой уклон, град. 35
Экипаж, чел. 2-3
Вместимость, чел 6
Диапазон температур эксплуатации от –45°С до +45°С


В первую очередь, такое решение шведских заказчиков обусловлено более высокой, по сравнению с колесными машинами, проходимостью ГТР BV-410, в том числе, по характерным для Швеции глубокому снегу, заболоченной местности и водным преградам, благодаря подвижности сочлененного корпуса, сравнительно небольшому весу и низкому удельному давлению на грунт. Другими факторами, повлиявшими на такой выбор, стала меньшая стоимость шасси и поддержка национального производителя.

В отличие от более ранних вариантов BvS10, новая машина имеет улучшенную защиту от мин и СВУ, бóльшую грузоподъемность и более мощный двигатель. Всего на вооружении ВС страны к настоящему времени поставлено 150 ГТР этого типа.

03

Предварительное эскизное изображение ЗРК "Рбс-98" 2013 года (вверху) и окончательное 2015-го (внизу)

001

Как видно, за это время приняли решение кардинально облегчить ПУ, для чего размещать ракеты будут не в ТПК, а на открытых направляющих, в качестве которых используются стандартные пилоны для внешней подвески ЗУР "Ирис-Т" на истребителях. Причем, если поначалу четыре таких направляющих должны были крепиться к крупногабаритной прямоугольной массивной металлической раме с подъемным механизмом и газотбойником, как на "Унимоге", то в дальнейшем и от этого решения отказались, скрепив пилоны попарно на общем легком каркасе. Это позволило снизить вес всей конструкции еще на пару сотен килограммов.

04
Пусковая платформа с четырьмя направляющими ЗУР "Ирис-Т СЛС"

Такое устройство позволяет устанавливать ракеты и на другие мобильные платформы для их транспортировки и запуска. В частности, изначально дополнительно рассматривался вариант ПУ на шасси колесного прицепа, буксировать которое могут различные транспортные средства, включая и сам BV-410. А в 2016 году компания "Диль дифенз" продемонстрировала прототип именно такой ПУ в своей экспозиции на одной из ракетно-космических выставок.

05 001
Прототип ПУ ЗРК "Рбс-98" на колесном прицепе. Три цветные коробки на эскизе - генератор, компрессор с охлаждением воздуха и управляющая электроника

ЗРК может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме. Для выдачи целеуказания в ИК ГСН ЗУР "Ирис-Т СЛС" в состав комплекса должна быть интегрирована оптико-электронная система управления огнем, однако ее выбор пока не завершен и будет произведен позднее. В дальнейшем дополнительно планируется рассмотреть возможность ведения огня ЗРК с ПУ в движении, однако, такая опция может стать доступной не ранее 2020-х годов.

Помимо пусковых установок в состав комплекса также должна войти РЛС кругового обзора "Жираф-АМБ", ранее разработанная в рамках программы создания так и не принятого на вооружение шведской армии ЗРК малой дальности "Рбс-23" BAMSE.

Станция позволяет обнаруживать воздушные цели с ЭПР не менее 0,01 кв. м на расстоянии до 120 км при высоте полета более 20 км, сопровождая при этом одновременно до 150 из них.

Забавно, что теперь уже депутаты немецкого Бундестага пеняют Урсуле ФОН ДЕР ЛЯЙЕН, в том смысле, что скоро "даже у шведов" будет сухопутный вариант "нашей" ракеты "Ирис-Т". Дескать, не пора ли уже и нам обзавестись? Фрау министрин заверила, что как только, так сразу. Мол, теперь совсем чуть-чуть потерпеть осталось.

07 08
На фото слева - "Ирис-Т СЛ" в сравнении с "Ирис-Т СЛС"; справа - дальнейшее развитие идеи немецкими разработчиками; внизу - ТПК "Ирис-Т СЛС" на ПУ ЗРК "Меадс"
09

А вообще, в результате долгого почивания на лаврах в большинстве западных стран сложилась парадоксальная ситуация, когда какие-никакие ЗРК малой дальности, особенно средства войсковой ПВО, остались только у тех "младоевропейцев", которые не поторопились избавляться от страшного социалистического наследия и оставили у себя на вооружении системы производства СССР (например Чехия, Словакия, Венгрия). Потому что заменить просто нечем. В этом секторе международного рынка вооружений пока безраздельно хозяйничают одни русские и китайцы. Хорошо тем, у кого еще осталось что-нибудь типа "Спада/Аспид", "Усовершенствованный Хок", даже просто "Хок", а то и вообще, коктейль из всего этого вместе с советскими разработками (например, как в Румынии). Но закупать этих ветеранов сейчас - откровенный моветон (хотя некоторые до сих пор пытаются). А из современных западных вариантов пока можно выбирать только между норвежско-американским NASAMS'ом и представленным здесь сухопутным вариантом "Ирис-Т", который уже пытаются представлять едва ли не панацеей от всех бед и проблем, хотя он отнюдь таковым не является.

АПД Цитата: А из современных западных вариантов пока можно выбирать только между норвежско-американским NASAMS'ом и представленным здесь сухопутным вариантом "Ирис-Т"...

В комментариях напоминают про "одноклассников" названных систем - ЗРК "Спайдер" (Израиль), VL MICA и CAMM (L) (MBDA). Я достаточно скептичен по их поводу, а с резонами коллег можете ознакомиться по ссылкам.

(продолжение следует)



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: Försvarsmakten, iris-t missile, rbs-98, shorad, sweden, ПВО, Швеция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal