andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Инцидент над Баренцевым морем

Orion_Flanker_001

В русскоязычном сегменте сети почти незамеченным прошел 30-летний "юбилей" события, которое в своё время наделало немало шума – столкновение советского истребителя Су-27 и норвежского базового патрульного самолета Р-3В "Орион". С тех пор практически всю доступную информацию от свидетелей с "этой" стороны давно собрали на сайте "Яплакалъ" и вряд ли там можно добавить хоть что-то новое. Иных уж нет, а те далече (цэ). Коллега chervonec_001 добросовестно выложил у себя все это в одном псто, аккурат к годовщине.

Но никто и никогда не слышал остальных участников инцидента, так сказать, мнение другой стороны конфликта. Издание норвежского министерства обороны Forsvarets forum поможет устранить эту досадную оплошность. Под катом неизвестные детали, интересные подробности и несколько новых-старых фотографий.



Столкновение

Пылесос принял на себя главный удар после столкновения советского истребителя с норвежским "Орионом" на высоте 13 500 футов.

(c) Torbjørn Løvland, Christian Nørstebø (foto)

Эти бывшие и действующие офицеры одними из первых в НАТО увидели крупным планом новый советский истребитель Су-27 "Фланкер". Но рутинная миссия над водами Баренцева моря тем осенним днем 30 лет назад могла закончиться катастрофой. Норвежский самолет с собственным именем "Бернт Балхен" (Bernt Balchen) и с экипажем из десяти человек получил пробоину после того, как истребитель вступил в контакт с пропеллером на крыле "Ориона".

Orion_Flanker_002
Ровно пол-экипажа, не считая собаки. Слева-направо: Стейнар БРЭТХЕН, Кнут ОЛСЕН, Инге КНУДСЕН, Кристиан ШОНФЕЛЬДТ и Карл-Виктор БОТТОЛЬФСЕН

F0

13 сентября 1987 года, воскресенье – десять норвежских офицеров с "Ориона" хорошо помнят тот день. Большой четырехвинтовой самолет с номером 602 на киле выполнял полет, обычный для времен холодной войны в Европе, как две капли воды походивший на многие другие, выполнявшиеся с целью наблюдения и разведки.

Они патрулировали на высоте 13 500 футов в международном воздушном пространстве к северу от полуострова Рыбачий.

Внезапно прямо рядом собой они увидели новинку и гордость советских ВВС, двухдвигательный истребитель Су-27. Казалось, он неподвижно завис у левого крыла "Ориона".

- Советский всадник подошел к нам так резко и близко, что я просто уверен был – он с ходу врежется в нас. Но в конце маневра между нами всё ещё оставалось несколько метров, - рассказывает бортинженер Карл-Виктор БОТТОЛЬФСЕН.



По тем временам Су-27 был новейшим типом самолета, и экипаж норвежского "Ориона" впервые смог получить хорошие изображения истребителя с расстояния всего 25 метров. Тогда между пилотами F-16 и Р-3В шло настоящее соревнование, кто из них сможет получить лучшие снимки русских машин. Советский летчик также показал нижнюю часть своего самолета со всеми ракетами на подвеске.

- Самолет был отлично виден через блистер, который используется для фотографирования, - продолжает БОТТОЛЬФСЕН.

Перехваты друг друга совершались регулярно, но обычно расстояние между плоскостями составляло от 30 до 100 метров, в зависимости от типа самолета. Сближение производилось чтобы осмотреть и идентифицировать того, кого будешь сопровождать, или – в худшем случае – для предупреждения о нарушении территориальных границ.

Orion_Flanker_003
Вплотную: советский истребитель Су-27 и его пилот Василий ЦЫМБАЛ перед самым столкновением

Orion_Flanker_004

Выпуск шасси. Истребитель сначала летел рядом с левым крылом. Затем пилот дал крен вправо и прошел прямо под носом у "Ориона". Это уже классифицировалось как столкновение, так как между самолетами в тот момент оставалось всего полтора метра.

Через несколько минут советский всадник вернулся на прежнюю позицию у левого крыла. Но с учётом его предыдущего маневра норвежский экипаж совсем не устраивала такая ситуация. Пока истребитель находится на безопасном расстоянии, командир экипажа лейтенант Ян САЛЬВЕСЕН снизил скорость, сбросив обороты двигателей и выпустив шасси, чтобы показать пилоту истребителя, что он слишком близко.

Русский истребитель исчез, но вернулся через несколько минут.

Теперь он маневрировал у правого крыла "Ориона". Пилот, которым как впоследствии стало известно, был старший лейтенант Василий ЦЫМБАЛ, помахал рукой норвежцам пока те фотографировали его и снимали на камеру. Он даже снял перчатки. Долгое время полет так и продолжался, на расстоянии всего нескольких метров между машинами. "Орион" летел, не меняя высоты, курса и скорости, но прекратил постановку гидроакустических буев.

И в этот момент пилот "Сухого" вдруг отстал на несколько метров назад, а затем резко прибавил обороты, клюнул вниз, проскользнул под правым крылом "Ориона" и вынырнул перед его носом.

Во время этого маневра его правый киль зацепило винтом внешнего правого двигателя норвежского самолета.

- Наш пропеллер сломался, а куски его ударили по другому двигателю и фюзеляжу "Ориона, - говорит Ян-Арне ТВЕРБАК, оператор РГБ в том полете.

Orion_Flanker_005
Пылесос пережил тяжелый шок: нагрузка при столкновении оказалась чрезмерной для него

Orion_Flanker_006
Экспонат: вышедший на пенсию по инвалидности, теперь он коротает дни в музее авиабазы Аннёйя

Запах и тряска. - Пылесос, который стоял в шкафу, вылетел оттуда, пробитый осколком пропеллера. К счастью, никто из нас не пострадал, - вспоминает ТВЕРБАК. Как оператор буев, он сидел примерно посередине самолета, лицом по направлению полета, чуть дальше в хвост от места попадания. - Помню, сразу после удара я подумал: "И правда, вся моя жизнь пронеслась перед глазами за несколько микросекунд". Кто-то крикнул: "Он попал в движок". Второй оператор РГБ Стейнар БРЭТХЕН ответил: «Черт, все-таки довыдрючивался!»

- Просто невероятно, что осколок попал в пылесос, не повредив при этом никакие жизненно важные части самолета, - удивляется Кристиан ШОНФЕЛЬДТ, бывший тактическим координатором в том полете.

- При первом сближении вплотную советского всадника мы обсудили как действовать, в том числе подумывали, не стоит ли нам спуститься к поверхности моря. Но тогда мы пришли к единодушному мнению, что, вероятно, было бы безопаснее лететь прямо, не меняя курса и с постоянной скоростью. В следственной комиссии не верили нам, когда мы рассказывали, насколько близко был советский самолет. Но потом они увидели снимки, - с улыбкой говорит ШОНФЕЛЬДТ.

В интервью NTB командир Ян САЛЬВЕСЕН рассказал, что самолет начало сильно трясти, потому что один пропеллер сломался, а второй погнулся, и это вызвало крайний дисбаланс. Лопасти винта вращаются почти со скоростью звука, из-за чего кабину заполнил неприятный визг.

Orion_Flanker_007
Остановленный двигатель: на фотографии с норвежского F-16 отчетливо видны повреждения лопасти у ближнего пропеллера (с) Foto: Forsvaret

30-сантиметровая дыра. - Когда дверь шкафа распахнулась и оттуда вылетел пылесос, я также увидел там дневной свет. Лучи пробивались через дыру от обломка винта. А еще из шкафа валил туман, - вспоминает Кнут ОЛСЕН, который тогда был оператором РЛС.

- Через некоторое время я добрался до пилотской кабины. Поначалу приборы вроде бы не показывали ничего плохого. Однако вскоре второй пилот увидел, что четвертый двигатель поврежден и еще через десять секунд остановил его. В самолете не было паники, но мешал сильный шум в кабине. Мы надеялись, что фюзеляж остался невредим, и мы не потеряем давление. Но когда в кабину вошел оператор вооружения Инге КНУДСЕН и показал найденный им обломок винта, стало понятно, что пробоины все-таки есть. Поэтому мы сами сбросили давление в кабине, чтобы предотвратить распространение повреждений. Кроме того, мы выполнили процедуру аварийной остановки двигателя и сосредоточились на наблюдении за двигателем №3, который тоже мог быть поврежден, - продолжает свой рассказ БОТТОЛЬФСЕН, который к тому времени уже третий год летал бортинженером на "Орионах".

Послеполетный осмотр показал, что в корпусе самолета образовалась пробоина длиной 30 сантиметров. Командир экипажа САЛЬВЕСЕН решил опускаться до 10 000 футов (что эквивалентно высоте более 3000 метров), чтобы не было проблем с кислородным голоданием.

Заглянули смерти в глаза. В момент столкновения Ян-Арне ТВЕРБАК анализировал данные буев.

- Конечно, это очень драматично, когда два самолета сталкиваются в воздухе, и нам просто повезло. Но все прошло очень быстро, - размышляет ТВЕРБАК. Его общий налет составлял 7500 часов, когда он всё таки покинул Аннёйю через два года после инцидента в Баренцевом море.

- Несколько томительных секунд нам казалось, что это конец. Мы даже рассматривали возможность аварийной посадки на воду, и оператор РЛС Кнут ОЛСЕН начал подбирать место поближе к рыболовным судам, куда можно было направить машину, если бы пришлось приводняться. Но командир быстро выяснил, что можно продолжать полет, - рассказал Кристиан ШОНФЕЛЬДТ.

Самолет передал сигналы бедствия на радиолокационный пост в Вáрдё и доложил в штаб регионального командования "Север" вооруженных сил в Северной Норвегии в Рейтане. Взяли курс на Банак, ближайшую норвежскую авиабазу. Оттуда выслали для сопровождения дежурное звено из двух норвежских F-16. Они встретились над Вáрдё, а потом "Орион" без дальнейших проблем приземлился в Банаке.

Orion_Flanker_008
Дежурное звено F-16 норвежских ВВС сопровождало поврежденный "Орион" до аэродрома Банак

Кинопремьера в Осло. В те времена, когда еще не было Интернета и мобильных камер, пленки со снимками срочно переправили в Осло специальным рейсом F-16, что позволило военному и политическому руководству оперативно ознакомиться с ними.

- Командир корабля дал небольшую пресс-конференцию, потом нас всех подхватил другой "Орион", на котором мы и вернулись на Аннёйю. Там нас встретил начальник базы и командир эскадрильи. Но все поскорее торопились к телевизору в столовой, чтобы посмотреть, что говорят о столкновении в новостях.

- Потом были разбор полета, беседы со священником и осмотр специалистами авиамедицины. Но никакого динамического наблюдения у психолога, как это практикуется сегодня.

- В то время моя старуха только-только устроилась на работу и не находила себе места. А вообще-то, та ночь принесла ещё не одну драму
, - вспоминает БОТТОЛЬФСЕН.

- В Норвегии впервые узнали, куда мы летаем. Мои родители, как и многие другие люди во всем мире, задавались вопросом, что же на самом деле произошло в воздухе к востоку от полуострова Варангер. Тот же вопрос задал и Ганс Вильгельм ШТАЙНФЕЛЬД в эфире ежедневных новостей, - говорит Стейнар БРЭТХЕН.

F5
Пробоина в фюзеляже: командир Ян САЛЬВЕСЕН (слева) и бортинженер Карл-Виктор БОТТОЛЬФСЕН (с) Foto: Forsvaret

Orion_Flanker_013

Orion_Flanker_012
Тот самый обломок винта: командир Ян САЛЬВЕСЕН (вверху) и бортинженер Карл-Виктор БОТТОЛЬФСЕН (с) Foto: Forsvaret

Сменили номер. Русский с номером 36 тоже успешно добрался до Колы. Об этом свидетельствовали данные норвежского радиолокационного наблюдения. Позже ему изменили номер на 38, а на фюзеляже под фонарем кабины нарисовали так называемый знак убийцы в виде "Ориона".

"Орион" с собственным именем "Бернт Балхен" позднее продали в Испанию, когда Норвегия закупила более современную модификацию самолетов этого типа в 1989 году.

- Я много размышлял о том, почему русские так поступали. Мы знали, что, когда на север приходили французские и английские корабли, они делали много странного, что сильно раздражало русских. Возможно, мы появились именно после одного из таких эпизодов, вот на нас и вылился весь их накопившийся гнев, - делится своими мыслями ТВЕРБАК.

Однако основная теория столкновения заключается в том, что российский пилот переоценил возможности своего самолета и не смог исправить допущенную ошибку. Хотя пилот и был опытным, но это был совершенно новый тип самолета.

Над самолетом в полете создается область пониженного давления, что может привести к эффекту присасывания, когда две машины оказываются друг над другом. Следственная комиссия не нашла нарушений в действиях норвежского экипажа.

Orion_Flanker_011
Воспоминания: тот самый пылесос и фотографии 30-летней давности. Слева-направо: Карл-Виктор БОТТОЛЬФСЕН, Кристиан ШОНФЕЛЬДТ, Стейнар БРЭТХЕН, Кнут ОЛСЕН и Инге КНУДСЕН

F4

Русская медаль. В то время министром иностранных дел был Торвальд СТОЛТЕНБЕРГ, и он вызвал на ковер советского посла.

Сначала тот все отрицал. Но через некоторое время советская сторона выразила сожаления и принесла извинения, когда выяснилось, что норвежцы снимали инцидент на инфракрасную камеру. Правда, там не было момента самого столкновения, потому что в это время меняли пленку.

Русского пилота наградили медалью за то, что он совершил тем воскресным утром почти 30 лет назад. А у норвежцев техники сами сделали мемориальную доску с куском сломанного пропеллера на базе Аннёйя!

Orion_Flanker_010

Около 20 лет назад коллега Инге КНУДСЕНА познакомился с сыном Василия ЦЫМБАЛА на семинаре в Трóмсё, где тот выразил желание встретиться с членами норвежского экипажа.

- Мы обсудили это предложение, но обнаружили, что никто из нас не горит желанием встречаться с родственниками тех, кто чуть не убил нас. Несмотря на этот инцидент и некоторые другие менее серьезные эпизоды, я думаю, что на протяжении многих лет россияне по сути "жалели" нас, хотя мы постоянно собирали информацию о них. Нас назыаали "Маленькая рыбка", потому что мы ловили информацию, - рассказал ШОНФЕЛЬДТ.

- Но "Орионы" также участвовали и в спасательных операциях на севере, например, в случае с круизным судном "Максим Горький" и в других спасательных операциях. Это ведь были не беспилотники какие-нибудь, и тогда русские воспринимали нас совсем по другому, - подчеркивает Инге КНУДСЕН.

Потом кое-кто из экипажа испытывал что-то вроде кошмаров после столкновения, но 333-я эскадрилья из-за этого не прекратила полеты, и вскоре парни снова оказались в воздухе. Однако жена одного из них так решительно отреагировала на случившееся, что ее муж вынужден был покинуть свою часть.

Экипаж "Ориона" 13 сентября 1987 года:

1. Командир лейтенант Ян САЛЬВЕСЕН (Jan Salvesen). Сейчас ему 55 лет, он все еще служит в вооруженных силах, но отказался от интервью в Forsvarets forum.
2. Второй пилот фенрик Мортен РОЗЕНЛУНД (Morten Rosenlund), 53 года, продолжает служить.
3. Штурман лейтенант Лассе ЛИНДАЛЕН (Lasse Lindalen), 59 лет, вышел в отставку.
4. Бортинженер лейтенант Карл-Виктор БОТТОЛЬФСЕН (Karl-Viktor Bottolfsen), 55 лет, сейчас майор, служит в 139-м авиакрыле на АвБ Бардуфосс.
5. Тактический координатор лейтенант Кристиан ШОНФЕЛЬДТ (Christian Schønfeldt), 59 лет, ныне полковник штаба ВВС.
6. Оператор РГБ капитан Стейнар БРЭТХЕН (Steinar Bråthen), 66 лет, вышел в отставку.
7. Оператор РГБ лейтенант Ян-Арне ТВЕРБАК (Jan-Arne Tverbak), 67 лет, в отставке.
8. Оператор РЛС лейтенант Кнут ОЛСЕН (Knut Olsen), 63 года, теперь на пенсии.
9. Оператор вооружений фенрик Инге КНУДСЕН (Inge Knudsen), 54 года, сейчас майор 133-го авиакрыла.
10. Оператор связи фенрик Гейр ФУРЁ (Geir Furø), 54 года, ныне уже подполковник, сотрудник норвежской военной миссии НАТО в Брюсселе.

PS: По неподтвержденной информации летчик-истребитель погиб, утонув в 2000-х годах в России.

F2

F1

Комментарии:

1. В переводе максимально сохранён несколько эклектичный стиль норвежского текста.
2. Как видно, перед написанием статьи норвежцы тоже посетили соответствующую тему на форуме "Яплакалъ", откуда и почерпнули некоторую малоизвестную информацию.
3. Видимо, байки про слив топлива с "Сушки" и приведение "Ориона" из-за столкновения в неремонтнопригодное состояние с последующим списанием машины – фантазии рассказчиков.
4. Если судить по схеме маневрирования, примерно по тому же ведомству проходят и страшные сказки про "«Орион» не патрулировал. Он целенаправленно работал над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство"... Так как «Орион» будет «болтаться» у границы неизвестно сколько времени, он просто зашел снизу под «Орион» и закрыл тому обзор всей аппаратуры". Большинство читателей даже примерно не представляют, где на море проходит граница, что такое международные воды и почему нельзя закрыть обзор аппаратуры "Ориону" на высоте почти пяти километров. Я уж молчу про определение фарватера и почему подводные лодки не ходят по нему на боевое дежурство.
5. Участники обеих сторон тех событий кардинально противоположно интерпретируют снижение скорости и выпуск шасси "Орионом". Норги хитрят, или действительно есть такой условный сигнал? Казалось бы, опытный пилот истребителя-перехватчика должен был знать о его существовании.
6. В целом, общий минорный настрой норвежского повествования кардинально отличается от бравурных интонаций, характерных для описания той же истории на русском.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: 333 squadron, Lu​ftforsvaret, forsvaret, norway, p-3 orion, Норвегия, Россия, СССР, СФ, инциденты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments