andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

"Королевский самолет" ВВС Норвегии – всё

Представители министерства обороны Норвегии официально объявили о планах завершения эксплуатации пассажирского самолета DA-20 "Джет Фалкон", одной из трех машин этого типа в ВВС страны.

00
Командир авиабазы и 135-го авиакрыла Торгейр ААС и командир 717-й эскадрильи Курт СВЕНССОН на фоне того самого самолета (Гардермуен, 2014)

Традиционно в норвежских СМИ сразу же раздался плач в стиле "Эрнаслила" от всех сколько-нибудь причастных. Не прошел мимо такого события и Forsvarets forum.

- Постепенно мы придем к полному упадку после прекращения его полетов. Он никогда не был в лучшем техническом состоянии, чем сегодня, - заявлет лейтенант Оле-Кристиан БАККЕН, пилот самолета.

Его поддерживает замкомандира 717-й эскадрильи Пер-Уильям БЕРТЕЛЬСЕН. По словам майора, возможно, клеймо VIP-статуса стало основной причиной того, что именно этот самолет первым выводят из эксплуатации, намного раньше двух других DA-20. Все они остаются в строю, находятся в прекрасном состоянии, а эскадрилья планируется к расформированию только к 2024 году.

01
БЕРТЕЛЬСЕН: Это позор, что самолет поставят на прикол

- Возможно, что репутация самолета сослужила ему дурную службу. Хотя мы никогда не говорили "нет" королю, если самолет был свободен, это не самая важная наша задача, - продолжает БЕРТЕЛЬСЕН. Основное предназначение – калибровка навигационных средств на аэродромах.

- Мы попытались донести, что 125-й прежде всего служебная машина, а не пассажирская. Но пока мне кажется, что нас не слышат, - жалуется БЕРТЕЛЬСЕН, рассказывая, что только один из пяти полетов – перевозка так называемых "VIP-персон".

Не приоритет. В министерстве обороны Марита ИСАКСЕН ВАНГБЕРГ пояснила, что главком ВС утвердил поэтапный отказ от эксплуатации DA-20, начиная с 2017 года и с того самолета, который совершал перевозки VIP-пассажиров и использовался для калибровки. Высвободившиеся средства будут направлены на решение "более приоритетных задач". Но ВВС не отказываются от выполнения VIP-рейсов.

- Стареющий самолет больше не подходит для потребностей в VIP-перевозках. Его использовал один только король, - заявила ВАНГБЕРГ, подчеркнув, что, если Его Величество пожелает, он более чем приветствуется на борту других самолетов ВВС.

Гражданские захватывают власть. В пресс-службе министерства обороны подполковник Франк ЗЕЛЬВСБЕРГ сообщил, что калибровку на аэродромах ВВС дальше будут проводить гражданские компании. Контракты с ними еще не заключены, переговоры продолжаются, поэтому, к сожалению, пока нельзя сказать ничего более конкретного о том, кто этим займется. Но это позволит сэкономить вооруженным силам около четырех миллионов крон в год (500 тыс. долларов).

02

История этих машин в ВВС Норвегии началась в конце 1960-х годов, когда в НАТО стали активно форсить тему электронной войны - по-норвежски EK (elektronisk krigføring). В 1972-м для этих целей решили приобрести пару Dassault-Breguet Falcon 20С у норвежской коммерческой компании Fred. Olsens Flyselskap (международное название Fred Olsen Air Transport). Машины официально передали ВВС в 1973-м, но в эксплуатацию они поступили только в 1976-м, после проведения модернизации и дооборудования соответствующей аппаратурой. В 1979 году у "Фред Олсена" купили еще один самолет того же типа.

03
В едином строю

Оба самолета РЭБ первый раз поднялись в воздух в далеком уже 1966 году, таким образом, в прошлом году они отпраздновали свой полувековой юбилей. Самолеты с бортовыми номерами 041 и 053 имеют собственные имена "Хугин" и "Мунин" соответственно, в честь всезнающих воронов бога Одина. Заодно это прозрачно кагбэ намекает на предназначение машин, так как обе эти птички являются ещё и официальными символами службы военной разведки "Нис" ВС Норвегии.

Поскольку поначалу весь РЭБ был до жути секретным, фотографий специализированных машин тех лет не так уж и много.

UPD: Это я сильно погорячился. Выложу-ка эту подборку в отдельном псто.

04
Falcon 20C ECM (Electronic Counter Measure)

05

В 1990 году компания-производитель в очередной раз сменила название на Dassault Aviation, с тех пор норвежские машины носят свое современное обозначение DA-20 Jet Falcon. После проведенной в 1990-х годах модернизации они обрели привычный ныне пафосный стильный черный "вороний" окрас. Кроме этого сразу заметно, насколько возросло количество различных антенн, а подфюзеляжный обтекатель заметно увеличился в размерах.

06



07

08

12

09

10

11



14

15

Тогда же самолеты оборудовали средствами выстреливаемых тепловых и радиолокационных помех для самообороны.

16

Manufacturer: Dassault
Engine: 2×GarretTFE731
Thrust: 4,750 pounds/engine
Dimensions: length: 17.2 meters, height: 5.3 meters, wingspan: 16.3 meters
Speed: Max: 350 knots true airspeed (Mach 0.82), normal: 350 knots true airspeed (Mach 0.73)
Max altitude: 42,000 feet (12,700 meters)
Max takeoff weight: Approximately 14 tonnes
Range: Regular mission: 1.5 to 3 hours, max: 5 hours
Armament: None, but equipped with Chaff and Flare for self-protection
Crew: Max 6
First aircraft operational: 1976

17

Что касается внутренней начинки, то внешний вид большей части аппаратуры этого назначения давно уже особо не скрывают. Самое ценное и секретное сейчас – программное обеспечение обработки сигналов и то, что отображается на этих дисплеях в ходе полетов. А вот этим, увы и ах, делится скандинавы не торопятся.

18

19

Основные задачи двух норвежских специализированных "Фалконов" – ведение радиоэлектронной разведки, а также радиоэлектронное подавление наземных, авиационных и морских средств связи и РЛС. Кроме того, "Хугин" и "Мунин" могут выдавать ЦУ для нанесения авиационных ударов по выявленным ими целям, а также используются в качестве воздушных радиоретрансляторов для связи с подразделениями СпН, действующими в тылу противника, так как связь с ними нередко затруднена из-за сложного рельефа местности в Норвегии.

DA20_1

DA20_2

- Самолетам по 50 лет, но они находятся в отличном состоянии. Возможно, это самая дешевая эскадрилья во всех ВВС. Они оказывают значительную поддержку всем вооруженным силам за совсем небольшие деньги в сравнении с другими возможными вариантами, - рассказывает командир 135-го авиакрыла полковник Торгейр ААС.

Оба самолета постоянно привлекаются к участию в международных и национальных учениях всех видов ВС. Кроме отработки свойственных им задач, они регулярно исполняют роль своеобразной "третьей силы", с тем чтобы максимально приблизить учебную радиоэлектронную обстановку к уровню современных вооружённых конфликтов. Например, при отработке воздушных боёв самолёт РЭБ действует в одном районе с истребителями и одновременно осуществляет подавление радиоэлектронных средств обеих противоборствующих сторон. Примерно по той же схеме достается от DA-20 "на орехи" и морякам, и армейцам.


DA-20 и РЛС "Артур" на одном снимке. Батарея управления артиллерийского батальона мбр "Север" отрабатывает свои действия в условиях РЭБ во взаимодействии с 717-й эскадрильей (август 2017 года) найдено у коллеги 477768

А вот и собственной персоной герой нашего романа сегодняшнего материала:

20

Младший братец "Хугина" и "Мунина", третий "Фалкон" с бортовым номером 0125 – во всех смыслах "белая ворона" в семье. Свой первый полет он совершил в 1976-м, то есть, ровно через десять лет после старших.

21

22

23

Чести иметь собственное имя он не удостоился, но неофициально называется "Королевский самолет" (Kongeflyet) и используется как VIP-транспорт для членов королевской семьи и правительства страны, включая премьер-министра, министра обороны и главкома вооруженных сил.

24

В свое время были его пассажирами и сидели в этих креслах премьер-министр Йохан Йорген ХОЛЬСТ и председатель ООП Ясир АРАФАТ при подготовке к проведению мирных переговоров в Осло, Ари БЕН и принцесса Марта Луиза после их свадьбы в Тронхейме, не говоря уж о короле Харальде и королеве Соне во время их многочисленных поездок по самым дальним уголкам Норвегии.

Кроме того, как указывалось выше, 0125-й регулярно использовался для калибровки средств привода и посадки на военных аэродромах Норвегии.

25

В 1988-1995 три самолета Dassault DA-20 Falcon составляли авиаотряд "В" (B-ving – не путать ving и luftving) 335-й транспортной авиаэскадрильи с базированием на АвБ Гардермуен.

В 1995 году отряд "B" выделили в отдельное подразделение, перевели на АвБ Рюгге и дали номер расформированной ранее 717-й истребительной эскадрильи. Под названием FEKS/717 skvadron, то есть 717-я эскадрилья Центра РЭБ вооруженных сил (Forsvarets EK-støttesenter) "Фалконы" базировались в Рюгге с 1995 по 2014 год.

26
На авиабазе Рюгге (2012)

27
…и в Гардермуене (2016)

В связи с подготовкой к закрытию АвБ Рюгге в 2014-м "Фалконы" вновь вернули в Гардермуен, где они снова оказались на одном аэродроме с 335-й эскадрильей, хотя пока еще как отдельное подразделение. Командиры обоих – подполковники, только у одного в хозяйстве целых пять "Геркулесов", а у другого всего три "Фалкона" (пока еще три).

28

Всего в эскадрилье сейчас 31 человек: 12 в техническом отделе и 19 в оперативном, из последних примерно половина летчиков, а остальные – системные операторы.

29

30

31

01

000

Расформирование 717-й авиаэскадрильи анонсировалось давно и включено в долгосрочный план развития ВС Норвегии на 2017-2034 гг. Конкретных сроков пока нет, только период 2020-2024 гг., когда на вооружение должны поступить новые патрульные самолеты Р-8А "Посейдон" американского производства, способные частично восполнить потерю возможностей двух специализированных самолетов по линии РЭР и РЭБ.

32



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: 717 squadron, Lu​ftforsvaret, da-20 falcon, forsvaret, Норвегия, РЭБ
Subscribe

Posts from This Journal “da-20 falcon” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments