andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Category:

Долгострои норвежских военных-3: Новогодний подарок под ёлочку

В продолжение темы

00
K9 "Тандер" компании "Ханва" (слева) и M109G "Краит" от "Руаг" (справа) в ходе зимних испытаний на полигоне "Остланне" (Рена, январь 2016 г.) © Foto: Simen Rudi / Forsvarsmateriell

Размышлизмы редакции Offisersbladet о возможном выборе Норвегией французской самоходной гаубицы оказались всего лишь беспочвенными фантазиями, позволившими корреспондентам издания смотаться за казенный счет в экскурсию на завод "Некстер".

Увы, но обновленного запроса от Норвегии там так и не дождались. Вместо этого их отправили поставщикам из "Ханва" и "Руаг", для которых установили срок подачи новых заявок до 15 сентября. Сейчас с обеими компаниями идут активные переговоры, которые будут продолжаться до передачи проекта закупок на утверждение в парламент.

"Похоже, перед Рождеством мы наконец-то сможем заключить контракт", – рассказал изданию Teknisk Ukenblad Нильс Инге ТРАЕН (Nils Inge Træen), менеджер проекта в агентстве материально-технического обеспечения "Фма" МО Норвегии (FMA – Forsvarsmateriell).

Напомним, что норвежская армия ещё с 2006 года лелеет планы приобрести от 18 до 24 новых 155 мм САУ с дальнобойностью около 40 километров для замены своих САУ M109A3GN/M германского производства, принятых на вооружение в далеком 1969-м, эксплуатируемых в течение почти 50 лет, и после всех модернизаций стреляющих всего на 28 км.

Из-за отказа в 2013 году от шведских "Арчеров" вооруженные силы страны прошли через достаточно сложные процедуры согласования новой программы развития этого вида артиллерийских систем. По итогам обсуждения и с учетом резкого изменения обстановки в Европе решили закупить максимально готовые к поставке машины, с наименьшим количеством требуемых изменений в конструкции, со значительным опытом производства и эксплуатации в нескольких странах, что должно было гарантировать относительно невысокую стоимость жизненного цикла. Еще одним требованием стало повышение уровня защищенности от мин, фугасов, шрапнели и осколков, по сравнению с M109A3GN/M. Идущие им на замену машины должны быть поставлены в войска к 2020 году.

В апреле 2015 года тогда ещё служба тыла "Фло" ВС Норвегии (FLO – Forsvaret logistik organisasjon) выбрала четырех участников конкурса:

21
1) PzH 2000 ("Краус-Маффей Вегман", Германия); 2) К9 "Тандер" ("Ханва", Южная Корея); 3) М109 "Краит" ("Руаг", Швейцария); 4) "Цезарь" ("Некстер", Франция) © Foto: Forsvarsmateriell

Только на аренду этих четырех машин затратили почти 40 млн. крон (более 3 млн. долл.). С 11 по 30 января 2016 года на региональном полигоне "Остланне" (Østlandet) их тестировали в зимних условиях на нескольких площадках по 13 пунктам с измерением 118 параметров. Накопили террабайты информации, которые потом удачно удалось использовать повторно, но об этом как-нибудь в другой раз.

По итогам испытаний в августе того же года уже в агентстве материально-технического обеспечения "Фма" МО Норвегии (FMA – Forsvarsmateriell) объявили, что во второй тур конкурса вышли К9 "Тандер" и M109G "Краит".

01
K9 Thunder M109G KRAIT
(М109L47 KAWEST)
Производитель Hanwha Techwin
(ранее Samsung),
Южная Корея
RUAG Land Systems,
Швейцария
В производстве/эксплуатации 1994/1999 1995/1998
Калибр орудия, мм 155 155
Длина ствола, калибры/мм 52/8 060 47/7 290
Максимальная дальность стрельбы
ОФС стандарта JB MoU, км
40 36
Боекомплект, выстрелов 48 40
Заряжание:
           снаряды
           заряды

автоматическое
ручное

полуавтоматическое
ручное
Максимальная скорострельность;
           первые выстрелы
           первые 3 мин.
           непрерывно в течение 1 часа

3/15 сек.
6-8 выстр./мин.
2-3 выстр./мин.

3/15 сек.
8 выстр./мин.
2 выстр./мин.
Углы ГН, град. 360 360
Углы ВН, град. –3,5…+68,0 –3…+75,0
Экипаж, чел 5 6
Длина со стволом, мм 12 000 11 400
Ширина, мм 3 400 3 180
Высота, мм 2 730 3 200
Боевая масса, кг 46 300 42 000
Мощность двигателя, л.с.
           тип
           трансмиссия
1000
дизель MTU 881 Ka-500
Allison X1100-5A3
405
Detroit diesel 8V71T w
Allison XTG-411-4
Удельная мощность, л.с./т 21,6 16,3
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 67 56
Запас хода по шоссе, км 490 230
Клиренс, мм > 410 460
Максимальный уклон, % 60 47
Максимальный боковой наклон, % 30 36
Эскарп, мм 750 750
Окоп, мм 2 800 1 830
Брод, мм 1 500 1 070


Как много раз утверждали потом специалисты издания Teknisk Ukenblad, однозначным фаворитом тендерной гонки стал корейский кандидат. Немного о причинах такого выбора.

Для начала об очевидном уже аутсайдере. САУ "Цезарь" на колесном шасси 6×6 может двигаться по шоссе со скоростью до 80 км/ч, и имеет значительно бóльший запас хода, чем у её соперников на гусеницах. Кроме того, в рамках французской доктрины заморских операций в Мали и Центральной Африке эта артиллерийская система специально адаптирована для переброски на большие расстояния на борту транспортных самолетов, начиная с C130J, A400 и выше.

02
Погрузка САУ "Цезарь" на борт С-130 "Геркулес". В свое время норги сильно напирали на потребость именно в такой опции, но на поверку это оказалось всего лишь удобной отмазкой от "Арчеров" © Foto: Nexter

Гидропневматическая подвеска обеспечивает быструю стабилизацию на огневой позиции. Открытое расположение орудийного расчета при ведении стрельбы значительно снижает нагрузки на экипаж и уменьшает его усталость. Но это же является и очевидным недостатком современных колесных САУ, таких как "Цезарь" и израильская "Солтам атмос", так как одновременно существенно уменьшается и защищенность личного состава на огневой позиции. Этим обстоятельством можно пренебречь при ведении колониальных войн, когда вероятность эффективной контрбатарейной стрельбы не столь высока. Но в противостоянии с сильным и высоко технологически оснащенным противником такой недостаток может стать критическим.

Дополнительно эксплуатация открытых артсистем затрудняется в неблагоприятных условиях арктического климата, что более чем актуально для Норвегии.

03
САУ "Цезарь" в ходе зимних испытаний на полигоне "Остланне" (Рена, январь 2016 г.) © Foto: Forsvarsmateriell

Швейцарская "Руаг" предложила Норвегии САУ под официальным обозначением M109G (KRAIT). Расшифровки аббревиатуры нигде не найти, но под ней скрывается вариант M109L47 (KAWEST) (Kampfwertsteigerung – обновление боевых возможностей) – модернизированных ветеранов M109А1/A2 с повторным использованием их корпусов, башен и некоторых агрегатов. При этом орудие 155/39 мм заменяется новым 155/47 мм собственной швейцарской разработки и производства, с хромированным изнутри стволом. При незначительно возросшей силе отдачи, масса нового орудия больше оригинала всего на 100 кг. Зарядная камора объемом 23 литра обеспечивает использование всех 155 мм боеприпасов стандартов НАТО и JB MoU (Joint Ballistic Memorandum of Understanding). Максимальная дальность стрельбы из гаубицы возросла до 36 км.

Для ВС Швейцарии такое решение считалось оптимальным с точки зрения боевой и экономической эффективности. Причем согласно заявлению специалистов "Руаг", дальнобойность их орудия увеличивается до 40 км при использовании германско-ЮАРовского активно-реативного снаряда "Ассагай" (Rheinmetall Denel Advanced Assagai ERFB – Extended Range Full Bore).

Высокий темп стрельбы достигается ускорением процесса заряжания за счет использования телескопического досылателя и резервного магазина с четырьмя готовыми к стрельбе зарядами справа от ствола. Однако система не полностью автоматическая – один заряжающие должен сначала вручную уложить в приемный лоток снаряд, а затем второй также вручную досылает метательный заряд. Даже с учетом сокращения экипажа с восьми до шести человек такие новшества позволяют за 15 секунд произвести три выстрела подряд, а затем поддерживать постоянный темп стрельбы более двух выстрелов в минуту.

04
M109G "Краит" (M109 KAWEST) в ходе зимних испытаний на полигоне "Остланне" (Рена, январь 2016 г.) © Foto: RUAG

Увеличение дальности и темпа стрельбы сделали возможным для швейцарской САУ применение эффективной тактики "стреляй и двигайся". Но для второго глагола немаловажную роль играет мобильность машины, а ее при использовании старого двигателя и трансмиссии M109 явно недостаточно. На покрытой глубоким снегом гористой местности швейцарские САУ без помощи снегоуборочных машин ненамного превосходят по проходимости своих нынешних норвежских родственников M109A3GN/М, главным образом из-за небольшой разницы в удельной мощности - 16,3 л.с./т против 14,7.

Теоретически, эти характеристики M109 KAWEST существенно улучшаются при установке более мощного двигателя, новой коробки передач и с заменой стальных гусениц резиновыми. Только за счет последнего теоретически проходимость на сыпучих грунтах должна возрасти на 19%. При этом одновременно снизится и масса машины – резерв, который можно использовать, например, для повышения защищенности. Ведь оригинальные сварные корпус и башня из алюминиевых сплавов выдерживают попадания только пуль стрелкового оружия калибра 7,62 мм. В ходе модернизации M109 KAWEST получили дополнительные элементы бронирования на верхних листах – не такое уж существенное отличие от базовой версии. В "Руаг" заявляли о готовности провести аналогичные работы для передней и боковых проекций, а также усилить противоминную защиту днища. Но ни одна из этих перспективных разработок пока не проверена на практике и не доступна заказчику, что в очередной раз приведет к затягиванию сроков реализации программы.

05
Схема дополнительной баллистической зашиты верхней проекции М109 KAWEST © Ruag / YouTube


https://youtu.be/iT-uTIY1FOs

К9 "Тандер" лишена таких недостатков, а кроме того, её 155 мм орудие с длиной ствола 52 калибра обладает бóльшей дальнобойностью. Во время испытаний на шведском полигоне "Равлунда" (Ravlunda) в присутствии специалистов НИИ "Ффи" МО Норвегии (FFI – Forsvarets Forsknings Institut) корейская САУ забросила снаряд IM HE-ER c донным газогенератором аж на 43,6 км.

06
Высокоточные 155 мм осколочно-фугасные снаряды семейства IM HE-ER (High Energy – Extra Range) норвежской компании "Наммо" предназначены для поражения легкобронированных и незащищенных целей. Современное взрывчатое вещество IM обеспечивает увеличенный фугасный и бризантный эффект. Для повышения дальности стрельбы в полое дно снаряда может устанавливаться твердотопливный газогенератор, который снижает данное сопротивление © Foto: Thomas Danbolt / NAMMO

07
Испытательные стрельбы САУ К9 "Тандер" снарядом IM HE-ER. На снимке хорошо виден факел горящего донного газогенератора (полигон "Равлунда", Швеция, 2016 г.) © Foto: Thomas Danbolt / NAMMO)

Кроме того, в своем классе К9 является мировым лидером по массовости серийного производства и географическому охвату применения. Например, в сравнении с общим количеством 693 САУ от "Руаг" (Швейцария 348, Италия 260, Объединенные Арабские Эмираты 85) только в армии Южной Кореи эксплуатируются 1136 K9. В Турции по лицензии в 2004-2012 гг. произведено 350 САУ этого типа. Под обозначением Т-155 "Фертина" они прошли проверку в реальных боевых действиях во время войны в Сирии. Поляки купили два шасси и 22 их сборочных комплекта в качестве основы для последующего развертывания собственного производства 120 новых 155/52 мм САУ "Краб". В многострадальном индийском тендере, после продолжительных испытаний 2013-2014 гг. в пустынной и горной местности "Тандер" победил российского конкурента. Гибридный вариант оснащения САУ "Мста-С" на шасси Т-72 орудием 155/52 мм уступил проверенным корейским решениям по большинству показателей, включая подвижность, точность и скорость стрельбы. В Австралии К9 выиграл у немецкой PzH 2000 во втором туре конкурса, хотя подписание контракта так и не состоялось по финансовым соображениям потенциального заказчика.

Как видите, основания для смелых и неоднократных заявлений у журналистов Teknisk Ukenblad довольно веские.


https://youtu.be/IxS_KPDDwNY

Но, как бы то ни было, официально победитель конкурса так и не был назван. В июне 2016 года норвежские амбиции заключались в намерении заключить твердый контракт к середине 2017-го. И вдруг неожиданно все замерло, поскольку появился новый долгосрочный план развития ВС Норвегии (2017-2035), который стал отправной точкой для затянувшегося исследования потребностей наземных сил (Landmaktutredning – LMU), продолжающегося до настоящего времени. На это время приостановили практически все программы закупок для СВ и Хемверна. Заморозили и второй этап конкурса по закупке САУ с двумя оставшимся претендентами К9 "Тандер" и М109 "Краит".

За это время успели благополучно завершиться начавшиеся несколько позже аналогичные тендеры в двух других скандинавских странах – "Ханва" стала победителем у финнов, в то время как "Некстер" выиграл у датчан. Даже Эстония, особо не заморачиваясь проведением собственных конкурсов, подписала в феврале 2017-го меморандум о взаимопонимании с корейцами о начале переговоров по закупке все той же K9 "Тандер". В случае успешного подписания контракта планируется в 2021 году начать поставки 12 САУ из наличия бывших в эксплуатации в Южной Корее.

И вот, Норвегия наконец-то начала готовиться к завершению своего широкоизвестного в узких кругах долгостроя.

Уже известно, что независимо от окончательного выбора победителя, компания "Конгсберг" (Kongsberg Defense Systems) оборудует будущие норвежские САУ современными интегрированными боевыми системами (ICS – Integrated Combat System) – несколько более простой версией БИУС, устанавливаемой на новых и восстановленных боевых бронированных машинах СВ Норвегии на шасси CV90. В представлении маркетологов "Конгсберг" данная БИУС описывается как "современное решение для цифровой обработки данных, основанное на стандартах открытой архитектуры подключения и интеграции датчиков, оружия, коммуникационных сетей и систем безопасности на наземной военной технике следующего поколения". В августе "Конгсберг" уже подписала контракт с "Ханва" (Hanwha Land Systems) об установке БИУС ICS на САУ "Тандер" для оборонительных сил Финляндии.

И тут как гром среди ясного неба грянули новости из Южной Кореи: в ходе совместного с США крупномасштабного учения вооруженных сил двух стран 18 августа взорвался боекомплект одной из САУ К9.

08
Корейские САУ K9 "Тандер" на учении вблизи демилитаризованной зоны (Паю, 5 сентября 2017 г.) © Foto: Ryu Seung il

В результате взрыва двое корейских военнослужащих погибли на месте. Повреждения различной степени тяжести получили еще пятеро, один из которых скончался в госпитале через три дня. Посмертно все трое представлены к присвоению очередного воинского звания.

09
Похороны первых погибших на военном кладбище (Соннам, 21 августа 2017 г.) © Foto: Yonhap News

Инцидент произошел при проведении практических стрельб на артиллерийском полигоне "Чорвон" (Cheorwon) провинции Ганвон, в непосредственной близости от демилитаризованной зоны на границе с КНДР. Предварительно к возгоранию зарядов и последовавшему за ним взрыву боезапаса привел прорыв в боевое отделение раскаленных пороховых газов из казенника орудия в момент выстрела. До выяснения всех обстоятельств случившегося корейская армия прекратила участие САУ K9 в учении, временно запретила выполнение ими стрельб, но не собирается отказываться от их эксплуатации. Пока произошедшее рассматривается исключительно как результат технической неисправности, а не недостатков в конструкции артустановки.

Разумеется, на таком фоне критические вопросы надежности и безопасности применения артиллерийских систем данного типа встали во весь рост перед оборонными ведомствами Финляндии и Норвегии. Обеим странам корейские власти обещают максимально оперативно предоставить полный отчет о расследовании трагического инцидента.

Источники:

1. Гром с небес… или очищающий огонь норвежской артиллерии? Ответ прост! (Befalsbladet – Norges Offisersforbund)
2. Норвежская армия получает новую артиллерию на Рождество (Teknisk Ukenblad)
3. Участие гаубиц K9 в учении прекратилось после взрыва (Yonhap News)

(продолжение следует)

Tags: Hæren, caesar, forsvarets forskningsinstitutt (ffi), france, germany, k9 thunder, m109, norway, pzh2000, switserland, Германия, Норвегия, Франция, Швейцария, Южная Корея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment