?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Ретроспектива: Конкурс по закупке САУ для СВ Дании
andrej_kraft
00
Самоходная 155 мм артустановка М109A3DK СВ Дании © Forsvaret

Во вчерашнем материале о норвежских САУ я уже ссылался на блог bmpd, рассказывая, что начав позже, датчане первыми завершили проведение конкурса по замене своих самоходок. Интересно, что и этим скандинавам не удалось избежать определенных коллизий на пути к окончательному решению. Хотя вышло это у них не так ярко и выпукло, как в Норвегии, но тоже весьма занятно. К сожалению, в мартовском своем рассказе коллеги ограничились только многозначительным и интригующим, но туманным намеком "В длительно тянувшемся тендере". А поскольку подробности и нюансы таких историй вызывают определенный интерес у читателей, давайте отмотаем немного назад по шкале времени, сохранив в сети и кириллический вариант основных перипетий тех событий.

Решение о необходимости замены датских САУ М109A3DK в связи с их несоответствием новым требованиям национальных вооруженных сил к мобильности и боевой эффективности артсистем, а также степени защищенности их экипажей руководство страны приняло ещё осенью 2011 года. Для приобретения от 9 до 21 САУ планировали выделить около 1 млрд. датских крон (146 млн. долл. по тогдашнему курсу).

По итогам предварительного рассмотрения заявок в июне 2013-го для участия в основном конкурсе пригласили четырех участников: M109А6 PIM "Паладин" (Paladin Integrated Management) производства США, уже знакомые нам французский "Цезарь" (CAESAR) от "Некстер" (Nexter), южнокорейский K9 "Тандер" (Thunder) тогда ещё "Самсунг" (Samsung Techwin), а также "Солтам атмос" (Soltam Atmos) израильской компании "Элбит" (Elbit Systems).

01
Слева-направо, сверху-вниз: M109A6 "Паладин", "Цезарь", "Солтам Атмос", K9 "Тандер"

По итогам испытаний в апреле 2015 года победителем конкурса назвали израильскую артсистему, как наиболее отвечающую требованиям тактико-технического задания ВС Дании. Однако дальше началось такое, без чего и смысла писать все это не было бы – сделка так и не была оформлена. Всего через несколько дней после завершения тендера и объявления победителя правительство Дании заявило об отказе от закупок САУ у "Элбит".

Тут надо отметить, что ситуация хотя и была неординарной, но вполне органично вписывалась в общий пейзаж тогдашней системы планирования военного бюджета Дании. Последовательная смена трех министров обороны за период с 2013 по 2015 год привела к определенной дестабилизации обстановки в вооруженных силах в целом, в том числе способствовала расхождению мнений относительно приоритетов в системе военных закупок. Несмотря на громкие заявления об усилиях, прилагаемых на высоком уровне для поддержания технической оснащенности вооруженных сил страны, в период с октября 2014 г. по май 2015 г. приостановили выполнение целого ряда программ, направленных на модернизацию стоящих на вооружении образцов и закупку новой военной техники.

Согласно утверждениям официальных лиц, задержки в первую очередь связывали с аварией в Афганистане 11 октября 2014 года датского вертолета EH-101 в 13 км к востоку от Мазари-Шариф в ходе выполнения учебного полета. Машина получила значительные повреждения и требовала объемного ремонта. По предварительным оценкам затраты на него могли достигнуть 400 млн. крон (58,3 млн. долл.). Однако после проведения более детальных расчетов сумма сократилась до 150 миллионов крон (21,8 млн. долл.).

Тем не менее, под благовидным предлогом из наиболее крупных программ сначала заморозили на полгода закупки новых грузовых автомобилей для ВС страны, возобновив их только весной 2015-го, ну, а итоги конкурса по САУ аннулировали полностью.

Несмотря на официальные заявления, злые языки сразу начали распространять порочащие правительство слухи, что реальная причина там далеко не одна, и все они слабо связаны с необходимостью финансирования ремонта разбившегося в Афганистане вертолета. Датские конспирологи упорно считали, что обострившаяся внутриполитическая борьба и принципиальные разногласия между фракциями в парламенте по вопросам оборонных расходов негативно влияют на боеспособность вооруженных сил. На таком фоне правительству совсем не хотелось перед самыми выборами ещё и получить звонкие обвинения от оппозиции, дескать, покупкой продукции израильскорго ВПК они поддерживают Тель-Авив, который тогда подвергался жесткой критике за действия в отношении Палестины. В частности, представители датской социал-либеральной партии (Radikale Venstre) и социалистической народной партии (SF – Socialistik Folkeparti) прямо высказались против приобретения систем у компании-поставщика оружия для израильской армии, чьи действия, по мнению политиков, противоречат нормам международного права.

Демарш Копенгагена вызвал вполне обоснованные опасения, что их отказ может оказать серьезное негативного влияние на репутацию государства в качестве надежного торгового партнера на внешнем рынке. Поэтому за следующие шесть месяцев правительство вернулось к планам замены своих М109, рассматривая три варианта: возобновление контракта с израильтянами по "Солтам атмос"; аренда каких-нибудь подходящих САУ на условиях лизинга; проведение повторного тендера.

Как вы думаете, что они выбрали? Правильно!

После июньских выборов в Фолькетинг к власти пришла оппозиционная правоцентристская Датская народная партия. И уже с новым правительством в ноябре 2015 года материально-техническая служба "Фми" МО Дании (FMI – Forsvarsministeriets Materiel- og Indkøbsstyrelse) объявила новый тендер по программе закупки САУ.

Читая дальше, не волнуйтесь, у вас не двоится в глазах.

По итогам предварительного рассмотрения заявок для участия в основном конкурсе пригласили следующих участников: M109А6 PIM "Паладин" (Paladin Integrated Management) производства США, французский "Цезарь" (CAESAR) от "Некстер" (Nexter), южнокорейский K9 "Тандер" (Thunder), теперь уже от "Ханва" (Hanwha Techwin), а также "Солтам атмос" (Soltam Atmos) израильской компании "Элбит".

Чтобы всё это не выглядело откровенным фарсом, к четырем прежним претендентам брелоком пристегнули первый попавшийся польский "Краб" (KRAB) производства компании "Хута Сталова Вола" (Huta Stalowa Wola – HSW), который только в августе представили на шасси все той же К9 "Тандер".

Не правда ли, оригинальное решение?

02
Польская САУ "Краб" с шасси южнокорейской К9 на технической площадке завода HSW (Сталова Вола, август 2015 г.) © Photo: Szczepan Głuszczak / Wikipedia

Во второй тур конкурса в декабре 2016 года внезапно вышли все те же САУ "Цезарь" и "Солтам атмос". Ага, кто бы мог подумать. Но чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли, специально подготовленные люди что-то там подкрутили во внутреннем балансомере тендера, после чего служба "Фми" 14 марта 2017-го объявила его победителем уже французскую машину.

Только чтобы избежать обвинений в откровенных подтасовках, решили закупать не "Цезарь" 6×6, а абсолютно новую САУ на шасси "Татра 815" 8×8. А ведь она не то, чтобы в конкурсе не участвовала, она даже испытания ещё толком не прошла - её прототип впервые представили всего за пару месяцев до начала тендера.

03
Прототип САУ "Цезарь" на шасси "Татра-815" 8×8 на выставке "DSEI-2015" (Лондон, сентябрь 2015 г.) © Nexter

Прикрывалось все это красивыми объяснялками, мол, смотрим на перспективу, чуем там у ней унутре огромный нераскрытый потенциал, и всё такое. Фактически, тем самым датскик функционеры ставили дополнительные преграды судебным искам от "Элбит" по обвинениям в манипулировании условиями конкурсного соревнования.

04
© Nexter

В отличие от базовой модификации, новый "Цезарь" оснащен автоматизированной системой заряжания орудия, что позволило сократить расчет с 5 до 3-4 человек, которые теперь на ходу размещаются в бронированной кабине. Боекомплект увеличен с 18 до 30 выстрелов, а боевая масса возросла с 18 до 32 тонн, потэтому в С-130 "Геркулес" машина больше не влезет ни с какими ухищрениями.

06
Автоматизированная система заряжания САУ "Цезарь" © Nexter

45
Транспортно-заряжающая машина © Nexter


В общем, не было бы счастья "Некстеру", да несчастье "Элбита" помогло. И теперь скандинавы могут стать первыми заказчиками этого варианта французской САУ.

Твердый контракт грозились подписать в первой половине этого года после окончательного согласования его условий в финансовом комитете парламента. Но что-то пока ничего конкретного не слышно.

Всего Дания планирует приобрести 15 машин с дополнительным опционом ещё на шесть единиц. Первоначально на эти цели выделено около 300 млн. крон (43 млн. долл.). При средней стоимости одной машины около 6,5 млн. долларов, общая стоимость контракта без учета опциона может превысить 90 млн. долларов. Начало поставок артсистем в войска страны ожидается в 2019 году, не позднее 24 месяцев с момента подписания контракта.

Согласно требованиям тендера, помимо САУ, компания-производитель поставит Дании комплект запасных деталей, систему управления огнем, обеспечит начальную подготовку операторов, а также гарантирует поддержку эксплуатации машин в течение следующих 15 лет.

caesar
В сравнении с прототипом у предсерийной машины уже хорошо заметны некоторые внешние отличия © Nexter
05

Оригинал взят у 477768 в На огневом рубеже
Артиллеристы датской армии во время стрельб из 155-мм самоходных гаубиц М109; октябрь 2017-го года






















  • 1
А буксируемая артиллерия, в таком калибре, у них есть ? Или только САУ ? А то даже 21 машина как то совсем скромно, даже для Дании.

Было у них много всего и разного. Но после подписания ДОВСЕ склады изрядно подчистили, приводя свои запасы в соответствие с выделенной долей по договору.

Кажется, в войсках еще 105 мм буксируемые гаубицы остались, плюс минометы. Теперь хотят еще и их самоходный вариант сделать.

Квота Дании 446 арт системы свыше 100 мм ... даже если там ещё чего переписывали, она всё равно ну никак не 21 САУ.

>>>если там ещё чего переписывали

<<<не припомню такого

>>>никак не 21 САУ.

<<<Количество и типы артсистем можно оценить по вики - по состоянию на 1989 год, за год до подписания ДОВСЕ.


Edited at 2017-10-15 09:22 am (UTC)

Как бы там не было в 89-ом, или скажем 95-ом. Нынешний уровень в два десятка САУ с ДОВСЕ никак не связан, бо квота Дании на порядок больше чем у неё этих пушек есть.

Вот тут и непонимание, чего мало то так ??? Цена там не безумная, эффективность очевидная ... а количество всё равно смешное.

поддерживают Тель-Авив, который тогда подвергался жесткой критике за действия в отношении Палестины -если это не сарказм, то уверяю вас , что мерия Тель Авива не имеет ниикаких отношений с Палестинской автономией. Правительство Израиля сидит в Иерусалиме, а фраза звучит как "отношения между официальной Рязанью и Независимой Ичкерией".

Ваши претензии вполне понятны и доводы абсолютно убедительны. Но я в известной мере отравлен канцеляритом и стараюсь по мере сил использовать его в блоге, дабы написанное было понятно мне подобным. А поскольку обоснованность переноса израильской столицы по прежнему вызывает некоторые сомнения у большинства международных субъектов, в качестве синонима Израилю в официозе до настоящего времени широко используется именно Тель-Авив, а не Иерусалим. Я всего лишь следую общему тренду в вопросе, по которому собственного обоснованного мнения пока не имею. Покорнейше просю пардону : beer:

Да я, собственно, и не в претензии, понимаю, что вас это не колышет. Просто "Тель Авив" как синоним Израиля- это чисто советская риторика, а не международная. Даже Россия в 90-х ее не использовала. Официальный международный канцелярит с 48-го года: - Иерусалим - экстерриториальный город под управлением христиан, буддистов и прочих анимистов и атеистов ООН. А то, что местные семиты семьдесят лет назад послали ООН и разделили его между собой - маловажные факты на местности. Тут не поспоришь. Кто угодно имеет право не признавать принадлежность Москвы к РФ, полагая ее стольным градом Великой Польши или райцентром Монгольской империи. Но вот назначать столицей РФ Воронеж или Саратов - это уже за пределами. Советские политики - они были такие, да. Но, повторяю, это не ваша тема.

Я, собственно, зашел, ожидая, что у Цезаря действительно были интересные преимущества, цена там или вес или точность или еще какие плюшки. Он все же, помоложе будет. А автомат - он и у красавца Арчера есть (и почему его на конкурс не позвали?), прямо скажем, не очень важная деталь для такой САУ.

>>>зашел, ожидая, что у Цезаря действительно были интересные преимущества

<<<Вы как маленький, чес-слово. Как они из ниоткуда за год вдруг появятся? Решение было насквозь политическим. А чтобы хоть как-то прикрыть этот факт, заказали не первоначальный вариант "Цезаря", а несуществующую ещё модификацию на шасси 8х8, которая, якобы, вся из себя супер-пупер современная и перспективная.

>>>автомат - он и у красавца Арчера есть (и почему его на конкурс не позвали?

<<<Автомат же и его слабость. Из-за него у "Арчера" очень маленький возимый боекомплект без возможности его увеличения или изменения номенклатуры снарядов. Отсюда необходимость держать где-то поблизости весьма уязвимую ТЗМ с переусложненной системой перезарядки.

На конкурс же его не позвали сначала из-за общей неготовности системы и постоянного затягивания сроков её разработки (поначалу датчане декларировали желание получить обновку как можно быстрее). А потом там форменная вакханалия началась, логика которой определялась отнюдь не военно-техническими факторами.

Посмотрел про перезарядку. Это же надо так изуродовать здравую идею со стандартным контейнером. И автоматизация по старому анекдоту - давишь кнопку, мешок на спине и металлический палец указывает куда нести. Если уж делаешь автомат и бронезащиту расчета, сократив его до минимума, то какого черта они вылазят наружу во время загрузки? В ста метрах от огневой безопаснее? Расчет орудия всего 3-4 человека, зато незащищенная ТЗМ с минимум парой бойцов - как привязаная. Выигрыш в числе и безопасности, ага. В контейнере дофига места, там же погрузочно-стыковочный автомат встанет (который так и не разработали). Состыковался и грузи под крышей - без рисков.

Ну и современные боекомплекты по 18-20 снарядов - немножко грустно. Получается одноразовая огневая (независимо от условий, хоть ты в сорокакилометровом тылу, хоть на войне с папуасами). Через пару минут стрельбы надо отьехать, загрузить БК и опять обустраиваться на огневой с нуля.

Могу ответить лишь одно - коллега, вы абсолютно точно сформулировали суть проблемы. Как я понимаю, вопросы в вашем тексте были риторическими? ;)

  • 1