andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Норвежские С-130Н снова пытаются продать – куда угодно, только не в Нигерию!

00
Прикованные к скале Прометеи… Пардон, зарапортовался… Прикованные к земле "Геркулесы" ВВС Норвегии ждут своих новых хозяев на авиационном кладбище в Аризоне © Foto: Forsvaret

Пять средних транспортных самолетов C-130H , формально остающиеся в собственности Королевства, более девяти лет стоят герметично закупоренные на АвБ Девис-Монтан ВВС США. После того, как несколько торгов подряд с самого начала пошли наперекосяк, теперь опять забрезжила некая надежда подписать контракт. Шестой "Геркулес" навсегда останется в музее норвежской военной авиации в Гардермуене.


01
© Foto: Forsvaret

В далеком 1969 году Норвегия купила в Соединенных Штатах шесть C-130H для своих ВВС. Получившие собственные имена Odin, Tor, Balder, Frøy, Ty и Brage в честь богов древнескандинавского пантеона, они стали ключевым компонентом системы воздушных перевозок министерства обороны. Тогда их концепция была совсем иной, чем та, в соответствии с которой потомки прежних "Геркулесов" используются сегодня. Например, в обеспечение мобилизационного развертывания вооруженных сил речь шла о потребности в быстрой переброске значительных масс войск с юга на север страны.


Взлет C-130Н (956 Ty) с АвБ Гардермуен при помощи полного пакета стартовых ускорителей системы JATO © Foto: Torbjørn Kjosvold / Forsvaret

Но пока не дошло дело до настоящей войны, уникальные возможности С-130 активно использовали в миротворческих операциях и в интересах гражданских ведомств.


C-130H (953 Tor) в полете по плану миротворческой миссии ООН (Ливан, 1987 г.) © Foto: Forsvaret

"Геркулесы" регулярно совершали полеты на Шпицберген, Ян-Майен, залетали даже в Антарктиду.

01
Первая посадка C-130H "Геркулес" ВВС Норвегии борт. №953 "Тор" на ледовом аэродроме норвежской антарктической научно-исследовательской станции "Тролль" (Troll Airfield, Antarctica, 11 February 2005) © Foto: Arne O. Bergdal / Norwegian Polar Institute

02
Troll Airfield, Antarctica, February 2005 © Foto: G. Hekne / Norwegian Polar Institute

Без значительных аварий в течение почти 40 лет они верой и правдой служили стране, когда было принято решение об их поэтапной замене более современными машинами.

03
Внешне у C-130J на несколько метров длиннее фюзеляж и характерные шестилопастные винты Dowty R391 на турбовинтовых двигателях Rolls-Royce AE2100D3 © Foto: Forsvaret

Для замены шести старых "Геркулесов" в мае 2007 года Норвегия купила у "Локхид-Мартин" за 3,5 млрд. крон (580 млн. долларов) четыре C-130 модификации "J". В ноябре следующего года вооруженные силы получили первый из них Frigg, в июне 2009 года за ним последовал Idunn, а весной 2010-го года Nanna и Siv.

Последний из них во время учения "Колд риспонс-12" разбился о вершину самой высокой в Швеции горы Кебнекайсе, при этом погибли все находившиеся на борту. Уже в сентябре того же года ему на замену прибыла Frøya, полученная прямо с производственной производственной линии "Локхид-Мартин" в Мариетте (Атланта, шт. Джорджия). Эта машина предназначалась к плановой поставке ВВС США, но для срочной помощи дорогим союзникам американцы решили немножко потерпеть.

Хотя это уже совсем другая история.

04
За несколько месяцев до отставки (АвБ Гардермуен, январь 2008 г.) © Foto: Torbjørn Kjosvold / Forsvaret

В июле 2008 года пять норвежских С-130Н "Геркулес" перелетели c норвежской АвБ Гардермуен на АвБ Девис-Монтан.

05
Последняя фотосессия при полном параде - четыре C-130H, незадолго до их отлета в США (АвБ Гардермуен, лето 2008 г.) © Foto: Forsvaret

The aircraft involved are:
952 'Odin' (c/n 382-4334), arrived AMARG October 2008
954 'Balder' (c/n 382-4336), arrived AMARG December 2008
955 'Frøy' (c/n 382-4337), arrived AMARG October 2008
956 'Ty' (c/n 382-4338), arrived AMARG December 2008
957 'Brage' (c/n 382-4339, arrived AMARG December 2008

0001

0000

Поначалу надеялись, что самолеты проведут там совсем короткое время, прежде чем им найдут новых владельцев – в оборонном ведомстве Норвегии лелеяли наполеоновские планы быстро избавиться от лишних активов. В тот же месяц представители руководства программ утилизации службы тыла вооруженных сил FLO (Forsvarets logistikkorganisasjons) распечатали кучу ярких рекламных буклетов и отправились с ними на авиашоу в Фарнборо, где сразу нашли аж семь потенциальных покупателей. Но радостно потирать руки оказалось рано. Ни одного из возможных клиентов не утвердило правительство США, с которым нужно было согласовывать окончательный контракт.

Все повторилось в следующем году, когда завернули кандидатуры еще одиннадцати стран, которые заявляли о своей заинтересованности в приобретении самолетов.

В сентябре 2010 года военные намекали, что рассматривают заявки от трех или четырех покупателей, и рассчитывают на продажу им всех "Геркулесов" всего через пару месяцев.

Вместо этого дело совсем исчезло из публичного поля на несколько лет, пока в конце сентября/октябре 2015-го не объявили о продаже самолетов. Согласно источникам издания "Верденс Ганг" во FLO тогда не только смогли найти покупателя, но и успели подписать с ним контракт. Торжества продолжались до тех пор, пока… Ну, наверное, вы поняли, да? Власти США снова вмешались, запретив передачу "так как покупатель не обеспечивал достаточных и гарантий от последующей передачи военной техники в ненадежные руки".

06
Lockheed C-130H Hercules (L-382) 953 (cn 382-4335) Tor (Norwegian Armed Forces Aircraft Collection / Forsvarets flysamling, Gardermoen, June 5, 2012) © Photo: Kostas D. Pantios / airfighters.com

Так сразу и не скажешь, повезло ли "Тору" больше остальных? Шестой самолет остался в Норвегии, и сейчас находится в экспозиции коллекции авиационной техники норвежских вооруженных сил на АвБ Гардермуен. По ходу, там он окончательно утратил надежды когда-нибудь возвратиться в строй, потому что на продажу его больше не выставляют. В отличие от собратьев, просидевших девять лет в пустыне, которая гораздо больше подходит для долговременного хранения.


309th Aerospace Maintenance and Regeneration Group (AMARG) отвечает за 4-5 тысяч самолетов, стоящих на этом поле, более известном как "Могильник" (The Boneyard). Действительно, кто-то из них уже останется здесь навсегда, но некоторые относительно быстро могут быть восстановлены и снова введены в эксплуатацию © Foto: Staff Sgt. Perry Aston

По итогам многолетних метеорологических наблюдений здесь очень низкая влажность и всего один дождливый день в году. От песка наиболее хрупкие детали предохраняет пластиковая упаковка, а все сквозные швы и отверстия герметично закупорены. Внешние органы управления и механизмы выставлены в нулевое положение и тоже закрыты. В норвежском климате такую сохранность непросто обеспечить даже в ангарах.

07
Если сравнить первый снимок c этими свежими изображениями из Гугл-карт, за прошедшие годы на стоянке "Геркулесов" стало заметно теснее © Google Earth

На хранение норвежские "Геркулесы" отправились в очень хорошем техническом состоянии. Общий налет составляет от 21 613,9 до 23 072,2 часов при 6 446-7 019 взлетах/посадках.

После активной эксплуатации в конце 1990-х – начале 2000-х годов в их плоскостях обнаружили трещины, поэтому в 2005 году ВВС Норвегии наложили ограничения на использование самолетов этого типа, а потом потратили 300 млн. крон (50 млн. долл.) для замены набора крыльев на четырех С-130Н из шести. Законцовки частично новые, а частично ранее использовались на американских и чилийских машинах. Центропланы, у которых во всем наборе самый короткий срок службы, имеют остаток ресурса не менее 15 000 летных часов, чего достаточно для многих лет активной эксплуатации.

Все системы связи, навигации и вооружения демонтированы, поэтому помимо серого цвета, ничто больше не связывает машины с военным предназначением, их можно передавать для использования гражданским перевозчикам.

08
Судя по некоторым внешним отличиям, норвежские – пятеро из этих шестерых в первом (нижнем) ряду © Google Earth

В настоящее время идут очередные предварительные переговоры, которые, как надеются, могут закончиться продажей. Кроме ряда неназванных покупателей заинтересованные стороны представлены ВВС Нидерландов, государственной компанией по обслуживанию воздушных судов в ЮАР и одним частным гражданским игроком из США.

Что же, приходится констатировать, что в последние годы в вопросах продажи бывших в эксплуатации самолетов Норвегия пока не может похвастаться особыми успехами.

Источник

P.S. Первые же камменты под статьей в Teknisk Ukeblad:

John Tangerås: Наконец-то у нигерийских полевых командиров появится свой собственный самолет!

likferd: Учитывая весь предыдущий опыт FLO, наверное их продадут за 50 штук.




Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: 335 squadron, c-130 hercules, forsvaret, lockheed martin, luftforsvaret, norway, Норвегия, скандалы
Subscribe

Posts from This Journal “скандалы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments